Элеватор – один из пунктов яростного сопротивления защитников Сталинграда в сентябре 1942 года. 30 лет подвиг матросов и красноармейцев, оборонявших его, не был известен миру. Долгие годы командующий 62-й Армией генерал Чуйков и начальник его штаба Крылов отказывались признать бои за элеватор важной вехой в обороне города. Лишь 1974 году у здания восстановленного элеватора был открыт памятник героям, сорвавшим планы генерала Кемпфа.
Планы генерала Кемпфа
на фото: Командующий 48-м танковым корпусом 4-й танковой армии Вермахта Вернер Кемпф
48-й танковый корпус входил в состав 4-й танковой армии Вермахта, подошедшей в начале сентября 1942 года к южному пригороду Сталинграда. Командовал корпусом генерал Вернер Кемпф. В августе он был награжден дубовыми листьями к рыцарскому кресту за участие в окружении советских войск под Киевом. Залогом своего успеха Кемпф считал четкое и пунктуальное исполнение данных ему приказов, поэтому директиву командующего армией Гота о полном занятии Ворошиловского района Сталинграда к 20 сентября и подавлении здесь всех точек сопротивления он начал выполнять с большим рвением. К вечеру 15 сентября ударная группа гитлеровцев, подавив узлы сопротивления защитников города, захватила станцию Сталинград-II. Немецкие танки устремились к железнодорожному мосту через Царицу и вскоре заняли его. Кемпф с удивлением заметил, что возвышавшаяся справа от наступавших захватчиков громада элеватора не была занята красноармейцами. 16 сентября солдаты 276-го полка 94-й дивизии Вермахта, следуя от Максимовского разъезда по железнодорожной насыпи, вошли на территорию мукомольного завода и оборудовали в здании элеватора наблюдательный пункт. Но тут в планы Кемпфа вмешался неприятный фактор.
Контратака русских
17 сентября двадцать красноармейцев 10-й отдельной стрелковой бригады ворвались в здание элеватора и к утру следующего дня перебили засевших на втором этаже здания немецких пехотинцев. Вскоре в элеватор прибыло пополнение – 130 бойцов 35-й и 131-й стрелковых дивизий. Комбат Михаил Поляков и его заместитель Василий Листопадов организовали здесь круговую оборону. На этот раз Кемпф был озадачен тем, что защитники города все же заняли столь выгодный пункт обороны. Находясь в окружении, красноармейцы наносили серьезный урон ударной группе немцев и корректировали удары советской артиллерии. Пехотинцы 94-й дивизии Вермахта несли серьезные потери. Все их попытки выбить засевших в элеваторе красноармейцев пресекались дружным и метким пулеметным и винтовочным огнем из окон и проломов здания. Кемпф был разгневан. Срывались планы окружения советских войск, окопавшихся в западной части города, срывались сроки наступления. Кемпф приказал применить против защитников элеватора артиллерию танковых дивизий. В километре от очага сопротивления, на склоне Дар-Горы стояли зенитные орудия 24-й танковой дивизии. Их развернули в сторону элеватора. Из 50 выстрелов в здание попало 44 бронебойных снаряда. Но обстрел оказался неудачным - обрушить западную стену не удалось. Уцелевшие бойцы забаррикадировались на верхних этажах элеватора и приготовились принять последний бой. Впрочем, после артобстрела атаки немцев не последовало. Осада была временно снята. Со стороны вокзала Сталинград-II послышались стрельба и крики «полундра».
Атака моряков
18 сентября в Сталинград прибыла 92-я отдельная стрелковая бригада. В ее состав входили моряки Северного и Балтийского флотов. Штаб 62-й Армии определил бригаде следующую задачу: «уничтожить противника в местах сосредоточения и занять оборону на участке: с севера р. Царица, с юга треугольник железных дорог в районе ул. Валдайская, вдоль железной дороги фронтом на запад». Командовали бригадой подполковник Павел Тарасов и военный комиссар Георгий Андреев. Сразу же после высадки на правом берегу Волги моряки бросились в яростную атаку, освобождая улицы Ворошиловского района от захватчиков. Но, подойдя к железнодорожной насыпи, они натолкнулись на плотный пулеметный и артиллерийский огонь противника. К концу дня атака моряков захлебнулась. Под покровом ночи в элеватор вошли 19 измученных моряков 2-го батальона 92-й бригады и бойцов пулеметной роты. Командовал отрядом моряков Захар Зозуля, пулеметной ротой – Андрей Хозяинов. Арсенал вновь прибывших был небогат - два станковых и один ручной пулемет, два противотанковых ружья и радиостанция.
Осада продолжается
на фото: Эскиз шевронов, подготовленных немецкими художгниками к празднованию взятия Сталинграда (ноябрь 1942 года)
19 сентября возобновились артобстрелы элеватора. Было отбито девять атак немецкой пехоты. 20 сентября немцы выслали к элеватору танкетку с парламентерами. Моряки отказались вести переговоры. Они отобрали у немцев сигареты, повредили у танкетки гусеницы и отправили парламентеров пешком восвояси. Артобстрел возобновился и продолжался до поздней ночи. Немецких пехотинцев сменили румынские, но и их атаки были тщетны. На следующий день в элеваторе закончились боеприпасы и вода. Рация сломалась. Вплотную к зданию элеватора подошли танки, за которыми скрывались штурмовые отряды. Гитлеровцы бросали в проломы стен гранаты, использовали огнеметы. Ворвавшись в здание, немецкие пехотинцы вступили в рукопашный бой. В ход шли ножи, штыки, куски арматуры и бетона. В конце дня оставшиеся в живых красноармейцы и моряки забаррикадировались на шестом этаже элеватора. После короткого совещания было принято решение идти на прорыв.
Прорыв
Поздно ночью бойцы вырвались из здания элеватора. Разделились на две группы. Одна группа направилась к железнодорожному мосту у оврага Ельшанский. Там бойцы уничтожили минометный расчет немцев. С трофеями они добрались до волжского берега и вплавь под обстрелом попытались добраться до другого берега. Доплыли только четверо. Вторую группу возглавлял старший лейтенант Михаил Поляков. В его подчинении было 15 бойцов. Все они смогли прорваться к своим. Захар Зозуля без вести пропал. Андрей Хозяинов во время прорыва был ранен, попал в плен к румынам. Второй побег из плена оказался для него удачным. Он продолжил свой боевой путь и дожил до победы. Итог шестидневных боев за элеватор -убито полторы сотни гитлеровцев, подбито два танка, сожжено пять повозок.
Командир 94-й пехотной дивизии доложил Вернеру Кемпфу, что 22 сентября здание элеватора было занято немецкой пехотой, в плен попали 104 красноармейца. Но Кемпфу от этого было не легче – директива не была исполнена в срок - два дня опоздания в условиях, когда значение имели часы. Это была его первая неудача. Второй просчет он допустил в ноябре того же года у реки Чир. Тогда он не смог предотвратить прорыв русских войск. За это Кемпф был отстранен от должности командующего 48-й танковым корпусом. Он покинул Сталинградский фронт навсегда. Что ж. Возможно, это спасло ему жизнь.
Вячеслав ЯЩЕНКО
Комментарии
Эмир Гоцинский
19.03.2024 20:39 #2 ЦитироватьРадко-Дмитриев
18.02.2024 13:33 #1 Цитировать